Гештальт-терапия

СТАТЬИ / САМОРАЗВИТИЕ /

Учитывая, что я обучен и сертифицирован, как гештальт-терапевт, а также использую этот инструмент для анализа в своей работе психолога и коуча по отношениям, помещаю тут статью по этой теме. В которой я рассказываю об этом виде психотерапии. Для общего ознакомления с этим направлением, и упоминанием самых основных его концептов.

ГЕШТАЛЬТ-ТЕРАПИЯ — КАК МЕТОД СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОТЕРАПИИ


Гештальт-терапия (от нем. "гештальт" — образ, фигура) представляет собой синтез различных направлений — от бихевиоризма до дзен-буддизма.

Гештальт-терапия исходит из того, что существует некий естественный, неиспорченный, неискаженный подход человека к жизни, т.е. к мышлению, чувствованию и действию. Средний человек, воспитанный в атмосфере внутренних конфликтов, утерял свою целостность, свое единство.

Чтобы восстановить естественное здоровое функционирование человека — необходимо ясное осознание этого факта и некое преднамеренное усилие.


Основные постулаты

1) люди несут ответственность за самих себя, за свое восприятие и за свою жизнь,
2) важнейший вопрос о человеческом опыте и поведении звучит не «почему?», а «как?»
3) убежденность в том, что люди свободны и обладают потенциалом к изменению.

Гештальт-терапия существует в смысловом поле таких понятий, как гибкость, жизненность, полнота, способность к росту и др.; с другой стороны — ценность ответственности, готовности опираться на самого себя и принятие риска

От гуманистической психологии и экзистенциальной философии гештальт-терапия получила такие представления, как творческая установка, подлинность, контакт, свобода.


Создатель гештальт-терапии — Фриц Перлс

Его больше интересовали поступки и переживания, чем философия. Ему было за 50 лет, он был известным немецким психиатром и психоналитиком, среди знакомых, приятелей и учителей которого были выдающиеся личности того времени: Вильгельм Райх, Карен Хорни, Адлер, Юнг, Фрейд, Курт Левин, Гольдштейн и др.
 
В это время под влиянием своих собственных идей и идей которые он обсуждал со своим окружением, с известными специалистами, психологами, философами, врачами и аналитиками того времени — родилась его первая работа «Эго, Голод, Агрессия» с подзаголовком "Пересмотр теории Фрейда и его метода". Таким образом, гештальт-терапия хоть и родилась под началом психоанализа, но начала дистанцироваться от него — закладывая основы своей собственной теории.


Люди, идеи и направления, которые повлияли на гештальт-терапию

— психоанализ и теоретические концепции Фрейда — это та основа, на которой строится гештальт-терапия, хотя некоторые аспекты психоаналитической теории были изменены. В частности, Перлс заменил половой инстинкт инстинктом голода в качестве приоритетного.

— гештальт-психология в лице выдающихся ученых Курта Левина и Курта Гольдштейна, с которыми Перлсу посчастливилось общаться и работать. Курт Гольдштейн кроме того являлся основоположником идеи самоактуализации личности, которая положена в основу вообще всех современных тренингов и систем личностного роста. 

— немецкое слово Gestalt, обозначающее «целое, конфигурацию, интеграцию, стереотип или форму», заняло центральное место в теории. Взаимодействие человека и среды рассматривается здесь через понятия гомеостаза (равновесия), взаимодействия фигуры и фона, напряжения и разрядки (расслабления). Целое гештальтистами рассматривается как структура, качественно отличная от простой суммы ее частей. Люди воспринимают вещи не изолированно, а организуют их посредством процессов восприятия в значимые целостности – гештальты, где и фигруа и фон (контекст для фигуры) имеют одинаково важное значение. 

— философия экзистенциализма Мартина Бубера и других выдающихся ученых, с акцентом на личной ответственности за мысли, чувства, поступки и с концентрацией на непосредственных переживаниях — понятие "здесь и сейчас", взаимоотношения "я-ты", вопросы «что?» и «как?» вместо «почему?» по отношению к переживаниям и поведению. Это направление иногда называют феноменологией, так как оно придает ценность каждому мгновению жизни человека и рассматривает внутренний мир человека как неповторимую вселенную, которую невозможно измерить каким-нибудь инструментом, а можно познать только через идентификацию, то есть став этим человеком.

— идеи Вильгельма Райха, психоаналитика, основоположника терапии тела, который впервые ввел телесное измерение в психотерапевтическую работу. Включая взгляды Райха на аффект, вовлечение организма в невроз, внимание к форме сообщения-события, а не к его содержанию (в том числе к невербальному поведению говорящего, его телесным сигналам), конфронтацию как метод вмешательства, а также техники, специально подобранные к конкретному пациенту.

— холистические идеи Я.Шмутс — развитие целостного подхода к человеку и материи, единство тела и духа, отказ от противопоставления: мыслей, чувств и действий.

— общесемантический подход (A.Richards and A. Korzybski) в смысле четкого и определенного использования языка. (Кстати именно этот общесемантический подход в психотерапии получил наиболее сильное развитие в НЛП, в котором почти весь процесс терапии завязан на работе с языковыми формами Мета-модели)

— "Эзален" центр на берегу Тихого Океана в Калифорнии — своеобразная «Мекка» Движения Развития Потенциала Человека, куда массово стекались люди желающие работать над собой под руководством мощнейших личностей и тренеров того времени. Тут Перлс работал в последние 10 лет своей жизни, которые прославили его навеки, как харизматического психотерапевта, с невероятно сильным личным обаянием, интуитивно-чудодейственными методами терапии.

Дзен-буддизм и Даосизм — понятие невербального уровня существования, отключения внутреннего диалога, создания внутреннего толчка к пробуждению — сатори и предварительного состояния тупика, признание того, что люди могут превзойти себя, только став истинно собой, приблизившись к собственной природе. И еще что-то неуловимо — неописуемое.


Ядро Гештальт-терапии


Пункт 1. Здесь и теперь

Важно лишь то, что происходит прямо сейчас, ибо все что было и все что будет — это лишь игра твоего ума. Тревога — заставляет тебя думать о будущем, невротические переживания приковывают тебя к прошлому. И только настоящее целительно, ибо только здесь и теперь можно что-то изменить!


п.1.1. Применение терапевтом

Гештальт-терапия не проявляет интереса к причинам поведения пациента, которые можно попытаться отыскать в прошлой личной истории пациента, или его в бессознательном. Кроме того, причины мало что объясняют и могут привести к отказу клиента от ответственности за себя и свою жизнь. 

Информация необходимая для терапевтического изменения берется гештальт-терапевтом из непосредственного поведения клиента здесь и теперь. Гештальт-терапия фокусируется на текущих характеристиках поведения пациента, которые сам он не сознает

Клиенту предлагают сфокусироваться на настоящем и пережить как можно больше собственных проявлений — жестов, дыхания, голоса и т.д. Переживая способы блокирования, или «прерывания», себя, клиент лучше осознает, в чем, собственно, заключается его проблема, и у него появляется шанс прямо сейчас немедленно — что-то изменить.

Гештальт-терапия усиляет способность индивида более полно переживать настоящий момент через усиление сознавания того, о чем он думает, что чувствует и делает, во время своего взаимодействия с окружающим миром.


Техники осознавания в гештальте — расширяют континиум сознания. Концентрируясь на спонтанном потоке своих мыслей, чувств и телесных ощущений — от секунды к секунде (как в медитации), клиент приходит к непосредственному переживанию себя самого и отказу от вербализации и интерпритаций своих чувств и желаний.* 

  *Примечание 1
Здесь был опубликован спойлер, чтобы его прочитать вам нужно просмотреть полную версию текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Нет необходимости объяснять себе свои желания. Ты что-то хочешь или что-то чувствуешь лишь по одной единственной причине: потому что ты этого ХОЧЕШЬ или потому что ты это ЧУВСТВУЕШЬ. Это хорошо иллюстрировано в книге Люка Рейнхарда «Трансформация»:
— Если чувство до конца пережито — оно исчезает (отрывок где девушка один раз тотально пережила свое чувство гнева на мужа и тут же приняла на месте решение с ним расстаться и чувство пропало — превратившись в решение). Вывод — научиться внимательно наблюдать и тотально переживать свое актуальное чувство в здесь и теперь, а не оставлять что-то на потом, тогда тебя ничего впоследствии не мучает и все решения ты можешь принять прямо на месте.
— Ты можешь выбрать, являешься ли ты причиной или реакцией (отрывок — есть два мороженных одно шоколадное, другое ванильное, какое ты выберешь? Почему?) Тот кто выбирает что-то имея на это веские основания — мол потому что я люблю ванильное или мол потому что ванильное дешевле, то Вы выбираете оставаться реакцией и всегда существует что-то внешнее, что Вами управляет. Вы не автор своей жизни, а сводитесь к механической реакции на какие-то факты. Вместо этого следует принять: «Я выбираю ванильное, потому что я выбираю ванильное» нет никакой иной причины для выбора, чем сам Ваш выбор. Я делаю это, потому что я делаю это. Этого достаточно и Вам, и в качестве объяснений любым попыткам окружающим выяснить что Вами управляет — почему вы сделали так?


п.1.2. Сосредоточенность на настоящем и осознавание

Ничего не существует, кроме «здесь» и «теперь». Одна из главных задач личностного роста – обучение правильно оценивать и полностью переживать настоящий момент

Для очень многих людей сила настоящего потеряна: вместо существования в настоящем моменте, они тратят свою энергию на оплакивание прошлых ошибок или же погружаются в еще не наступившие проблемы будущего, испытывая беспокойство, страх катастрофических ожиданий дурных вещей, которые могут случиться и т.п. Вместо того, чтобы жить в настоящем, они пытаются заполнить пробел между «теперь» и «позже» решениями, планами, фантазиями.

Тревога – это напряжение между сейчас и потом.  Если будущее требует от Вас действий, тогда Ваша тревога – это страх сцены. Фрейд однажды сказал: «размышление – это репетиция». Мы репетируем будущее. И, конечно, поэтому нас охватывает иногда страх сцены, потому что мы покидаем безопасную реальность настоящего и переносимся в будущее. Мы заполняем неизвестность будущего — репетициями, планированием, мы «хотим быть уверенными». Мы пытаемся удержать стабильность, и это, конечно же блокирует любую возможность роста или спонтанности.

Поэтому когда приходит время контакта с ДРУГИМ, такие люди заняты собственными мыслительными конструкциями, играми своего ума и не способны по настоящему присутствовать в контакте и контактировать с тем, что происходит (см. Пункт 3.).


п.1.3. Внутренние и внешние процессы

Чтобы удовлетворять свои потребности надо находиться в постоянном контакте со своим внутренним миром и миром внешним

Внутренний мир — это процессы и события в теле. 
Внешний мир — окружающая нас обстановка и события.

Кроме внутренних зон и внешних — есть средняя зона. Или зона фантазий. Это мысли, фантазии, убеждения, установки — все что поддается концептуализации и доступно рассудку.

Нарушенный человек склонен концентрировать свое внимание на средних зонах в ущерб внутренним и внешним. Уходя в средние зоны мы интересумеся в основном нашим прошлым или будущим. Мы предаемся воспоминаниям, строим планы, сожалеем и надеемся. Мы в это время не живем настоящим и не уделяем внимания происходящему во внутренней или внешней зоне.

Наиболее мощно проявляет себя человек, который целиком находится в настоящем, отдает себе отчет в том, что происходит в данный момент и погружен в здесь и теперь.

Корни нарушений лежат в тенденции фантазировать и умничать там, где нужно просто осознать настоящее.



Пункт 2. Теория поля

Протяни руку впереди себя с распростертыми пальцами и посмотри на нее. Рука выглядит фигурой, вещью, а различные другие объекты в поле зрения становятся бессмысленными слитными в невыразительную аморфную массу, которую мы и называем фоном. 

п.2.1. Общее понятие соотношения фигуры и фона
        


Классическая картинка, на которой фигуру и фон — можно легко поменять местами и в зависимости от этого видеть то или иное изображение: ваза или профили. Она хорошо иллюстрирует тот факт, что понятие фигуры и фона — достаточно условны. И что на самом деле то одна часть картины, то другая может служить друг для друга фоном.

И никогда мы не можем увидеть обе этих картинки ОДНОВРЕМЕННО, а только по очереди… Это особенность нашего восприятия и поэтому такие картинки кажутся нам забавно странными...

Как раз именно этим свойством человеческого восприятия воспользовался чудесный график Эшер — создавая свои потрясающие гравюры:


Но это свойство не только нашего зрительного восприятия, а еще и способ мышления: представь себе звездное небо с миллиардами звезд. Люди глядели на него веками, не в силах охватить единым взглядом бесконечную небесную бездну и кому-то пришло в голову соединить некоторые звездочки линиями и получились созведия (которые можно запомнить и нанести на небесную карту). Созведие — это фигура, объект который мы можем видеть как целостный, если отвлечемся от других звезд. Но ведь можно было выбрать совершенно другие звезды и составить из них совершенно другие созвездия?


 
Идея в том, что мышление устроено следующим образом: одновременно в нас существует множество мыслей, идей, чувств, желаний, некоторые из которых совершенно противоположны друг другу… Но мы не в состоянии охватить все эти объекты целиком одновременно, и поэтому выделяем из них наиболее актуальные и формируем из них гештальт (некоторую целостную конфигурацию — другими словами фигуру). В результате выделяется фигура, а все остальные объекты нашей психики уходят в фон. Хотя, выделили бы мы другие существенные детали — фигура могла бы быть и совершенно другой.

Когда фигура свое отрабатывает (это происходит тогда, когда исчерпываются и исполняются, содержашиеся в ней потребности) и мы теряем к ней интерес — она вновь возвращается в фон и из фона берутся другие объекты и из них формируется новая фигура. Таким образом фон и фигура постоянно пульсируют. И часть внутренних объектов психики постоянно меняют свое местопребывание то в фоне, то в фигуре.




Некоторым образом — фигура — это объект сознания. А фон из которого они появляются — это бессознательное (точнее неосознаваемое). И мы постоянно вытаскиваем что-то из бессознательного и вновь туда его затем кладем, поработав с этим. Считается что здоровье — когда у человека и фигура и фон легко пульсируют и взаимоменяются. Когда фигуры легко формируются и легко растворяются. Когда с этим проблемы — мы говорим о неврозах.

Например, какая-то длительная и стойкая фигура, которая слишком долго не растворяется и не возвращается в фон — это невроз. Хотя отрицательные мысли и чувства бывают у всех, но чрезмерная стойкость неких эмоционально насыщенных фигур — говорит о нарушениях.

Вообще фигура — это всегда что-то очевидное. Фон — это что-то неочевидное, что происходит за границами «фигуры» — и что Вы стараетесь не замечать. Вообще, фон является основной средой, которая поддерживает фигуру

Чем более насыщенный фон, тем большее количество фигур — могут возникнуть.

Например, когда новая фигура образуется плохо (неясно выраженная, плохо осознаваемая, подавленная потребность) — и человек приходит к психоаналитику или гештальт-терапевту — то первое что делает аналитик — этоуходит в фон — исследует его бессознательное начало — извлекает оттуда воспоминания, ассоциации, забытые чувства, сновидения, фантазии, исследует его рисунки и т.п. Гештальт-терапевт особое внимание уделит еще и невербалике происходящей прямо тут… Задача попробовать усилить фигуру с которой пришел пациент, за счет того, чтобы добавить в неё, что-то из фона (который клиент не осознает или не замечает). И поработав с нею, извлечь следующую фигуру и еще и еще. Пока фон не исчерпается на предмет тех, фигур, которые клиента беспокоили.


п.2.2. Нарушения выделения «фигуры и фона» 

Вообще, считается, что в процессе саморегуляции здоровый человек из всего обилия информации выбирает ту, которая для него в данный момент наиболее важна и значима. Остальная информация временно отодвигается на задний план. Если человек испытывает жажду, то стол, уставленный любимыми яствами, будет только фоном, а стакан воды — фигурой. Когда жажда будет удовлетворена, фигура и фон могут поменяться местами.

В качестве фигуры (гештальта) может быть желание, чувство или мысль, которые в данный момент преобладают над всеми остальными желаниями, чувствами и мыслями. Как только потребность удовлетворяется, гештальт завершается. Он теряет свою значимость и отодвигается на задний план, уступая место новому гештальту. Этот ритм формирования и завершения гештальтов является естественным ритмом жизнедеятельности организма.**

  **Примечание 2
Здесь был опубликован спойлер, чтобы его прочитать вам нужно просмотреть полную версию текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Когда Вы сидите за рулем автомобиля, фигуры, которые Вы создаете, состоят из пейзажей, достопримечательностей архитектуры, привлекающих Ваше внимание. Если вдруг на пути возникает опасность, гештальт «управление машиной» немедленно заменяет предыдущий, и дорога становится основной фигурой внимания.
Если показатели горючего в Вашей машине опасно приближаются к нулю, интерес к пейзажу уменьшается в пользу интереса к станции обслуживания. А когда приближается час еды, эти фигуры не являются больше доминантными, а главным будут поиски маленькой гостиницы или просто проселочной дороги, около которой можно устроить пикник.
Представьте, что произошло бы, если бы предыдущие фигуры не отступали в фон, когда появлялась новая более актуальная фигура? Это и есть картина нарушения. Когда какие-то стойкие мысли не отпускают вас до конца.
Задача психотерапевта — попытаться поддержать именно эту способность человека формировать фигуры, отделять фигуры от фона, позволять им разворачиваться и вступать в контакт, строиться и разрушаться, потому что фигура создается для того, чтобы иметь возможность возникать и исчезать.

Но что же произойдет, если потребность не будет удовлетворена?  В таком случае гештальт остается незавершенным, а поэтому не может быть отреагирован и уступить место другому. Напряжение не снято и будет сопровождать человека до того момента, пока действие не будет отработано. Такая НЕОТРЕАГИРОВАННАЯ ПОТРЕБНОСТЬ становится причиной многих незавершенных проблем, которые через некоторое время могут привести к неврозу.

Для того, чтобы завершить гештальт, человек должен осознавать себя в настоящем, в данный момент, “здесь и теперь”. “Завязнув” в прошлом или “улетев” в будущее, он рискует “проморгать” настоящее. (См. Пункт 1.)

Задача гештальт-терапевта состоит в том, чтобы помочь пациенту осознать свою потребность, сделать ее более четкой (сформировать гештальт) и в конечном итоге — исполнить, т.е. нейтрализовать (завершить) ее.


п.2.3. Применение теории «фигуры и фона» 




Понятия фигуры и фона помогают терапевту лучше осуществлять свои терапевтические интервенции. Ибо он легче владеет своим полем внимания чем клиент, чтобы отслеживать не только фигуру, с которой пришел клиент, но и фон (фон психический клиента, фон его жизненной ситуации, и фон ситуации данной встречи), на котором разворачивается данная фигура

За счет этого он гибче воспринимает действительность, видит те возможности, которые клиенту не заметны. Он вытаскивает из фона много значимых моментов, которые упускает клиент. За счет этого фигура становится богаче, контакт интереснее, а терапия действеннее***.

  ***Примечание 3
Здесь был опубликован спойлер, чтобы его прочитать вам нужно просмотреть полную версию текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Нужно сделать несколько важных замечаний по поводу таких картинок вроде «ваза и профили», как метафоры реальных ситуаций из нашей жизни. Если бы вам не сообщили, что существует и другие способы увидеть эти картинку (т.е. поглядеть на эту ситуацию по-другому), вы могли бы не заподозрить этого и не стали бы искать эти другие способы. 
Вы были бы вполне удовлетворены правильностью и адекватностью того, что увидели с самого начала. И, возможно, в другом контексте ситуации, вы, возможно, так легко не согласились бы продолжить поиск еще одной фигуры.


Пункт 3. Принцип встречи и диалога «Я-ТЫ»

Встреча, присутствие — означает «быть здесь» – не больше и не меньше. (см. Пункт .1) 

«Быть здесь»  – значит присутствовать так, чтобы ты и  другие могли ярко, заинтересованно и полноценно заявить о себе. Такое присутствие – есть подлинное пристутствие, его легко почувствовать, но очень сложно описать словами. 


п.3.1. Восстановление «я-концепции»

Лишь тот, кто осознал собственное «Я», принял на себя персональную ответственность за себя, свои поступки, свою жизнь, свою свободу, стал одиночкой — может понять и почувствовать сущность встречи с другим «Я».


Формула гештальт-молитвы Фриц Перлса: 

«Я делаю свое, а Ты делаешь свое.
 Я родился в этом мире не для того, чтобы соответствовать твоим ожиданиям, а Ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
 Я есть Я, а Ты есть Ты!
 Если повезло и нам случилось ВСТРЕТИТЬ друг друга — то это прекрасно!
 Но если нет, в этом случае нельзя ничем помочь.» 

Человек с нарушенной Я-концепцией хронически препятствует удовлетворению собственных потребностей, отказывается от реализации своего подлинного «Я», направляет все усилия на то, чтобы соответствовать тому, чего ожидают от него другие люди (прежде всего близкие), и который постепенно принимает эти навязанные ценности за свои собственные, а чужое представление о нем — за собственное «Я».

В результате такие люди утрачивают способность  устанавливать и прекращать контакты с другим людьми.

Восстановление «я»-концепции влечет за собой появление «ты»-концепции. Встреча «я-ты» означает что люди непосредственно контактируют друг с другом, выражая прямо и однозначно именно то чувство которое ощущают, именно по тому адресу, которому это чувство предназначено!

Смысл всего вышесказанного, лучше всего иллюстрируется формулой этой гештальт-молитвы Ф.Перлса.

Мы не можем по-настоящему ВСТРЕТИТЬ другого человека до тех пор, пока мы не захотим быть с ним самими собой. Но даже и в этом случае — не обязательно эта встреча произойдет.

Истинная встреча между «Я и ТЫ» случается на узкой кромке внутренней свободы каждого, между крайностями их падения в самоизоляцию или в само-пренебрежение.

 

п.3.2. Невозможность встречи

Есть такие люди с незавершенными отношениями в прошлом («незавершенный гештальт» (См. Пункт 2.)), которых не отпускают привычные эмоции и привычные роли. Они все время, как будто отыгрывают один и тот же спектакль

И начиная с Вами взаимодействовать, такие люди не видят вас такими, какие вы есть, а пытаются назначить Вас на какую-то подходящую роль из их прошлого. Такой человек не может встретиться с Вами реальным, таким, какой вы есть, а ищет в вас средство решения его старых разборок с самим собой, хочет воспроизвести и разрешить с вашей помощью какой-то застарелый конфликт с персонажем из прошлого.

Такие люди избегают отношений «Я-ТЫ», провоцируя Вас на ту игру, к которой привыкли. Он пытается втянуть вас в свою историю, чтобы завершить незавершенный гештальт. Но, из-за того, что он выбирает для этого неподходящий объект и неподходящий способ -  завершить этот гештальт таким способом ему в итоге не удается. И он продолжает играть одну и ту же игру из своего прошлого, с разными людьми, воображая на их месте, кого-то другого, пытаясь решить свой старый незавершенный конфликт. Пока ему не встретиться — профи****.

  ****Примечание 4
Здесь был опубликован спойлер, чтобы его прочитать вам нужно просмотреть полную версию текста.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
Если такой клиент приходит на сеанс, для гештальт-терапевта важно понять, на что провоцирует его клиент, и решить что с этим делать. В конце концов он позволяет обратившемуся к нему человеку завершить этот конфликт тянущийся из прошлого, и не позволяющий ему контактировать с реальными людьми, вместо воображаемых персонажей из его старой личной истории.


(© Мое — Впервые опубликовано в 2006 г.)


Смотри с комментариями в ЖЖ


P.S. Цикл статей об ассертивности:
Развивающая статья по ассертивности
Правила личной мощи
Закрепощение чувством справедливости
Философия Личной Мощи
Продолжение Правил Личной Мощи — 2 часть
Добавление к теме Ассертивности



Понравился пост? Поставь лайк или Поделись с друзьями!
  • +2
  • 0

Смотрите также


4 комментария

Karinka
Саша, а поделись мнением.
Ты пишешь в статье, что есть люди с незавершенным гештальтом, которые взаимодействуют с фигурами прошлого. Это про людей или все-таки про отдельные ситуации для этих людей? У меня есть ощущение, что нет предела совершенству, и слепые пятна есть у всех.
Alex_Odessa
Это про то, что люди сами создают вокруг себя повторяющиеся обстоятельства, и назначают окружающих, на соответственные роли, естественно наиболее подходящих на эти роли, каких только смогли отыскать, чтобы ситуация воспроизводилась как можно точнее к исходной
Karinka
Окей. Принимается

Перлз, кстати, предлагал своим клиентам закрывать и открывать глаза, когда передавал опыт исследования внутреннего и внешнего мира и налаживания опыта контакта. Ни разу не видела в современном гештальте, чтобы эту технику применяли.
Влас
Один мой товарищ по работе увлекался психоанализом. Собирались группами, и анализировали друг друга. Рассказал, что был у них там один обеспеченный мужчина, который постоянно менял машины и никак не мог успокоиться. Оказалось, что нему в детстве не купили велосипед, который он хотел. И уже во взрослой жизни постоянными покупками тачек тот пытался компенсировать то, чего ему не хватало. Разобрались. Купил себе велосипед. Стал счастлив. Закрыл гештальт)

Оставить комментарий